Схемы 1

Мы живем в потоке времени, поэтому нам трудно представить, как процессы развиваются вспять. Наверное все видели фрагменты юмористических фильмов, в которых кадры идут в обратном порядке. На рисунке в верхней полоске нормальная последовательность кадров, а в нижней - обращенная.

an image

Есть физические процессы, которые можно обратить, например, превратить воду в лед, а потом вернуть её в исходное состояние. Однако есть и необратимые процессы. Например, открыв дверцу холодильника, не удастся охладить комнату, так как тепла при этом выделится больше. В физике с этим явлением связан второй закон термодинамики. Есть и шутливое определение необратимых процессов: "фарш невозможно провернуть назад".

На уроках информатики вы могли познакомиться со схемами из логических элементов. Для тех, у кого ещё не было этого предмета, объясним. В логических схемах предполагается, что по проводу либо идет сигнал, либо его нет. Первое состояние обозначается 1, второе 0. На манипуляторе, с которым вы будете работать, прохождение сигнала по проводу поясняется его окраской в жёлтый цвет. В нашей схеме используются элементы трех типов НЕ (обозначается NOT), И (обозначается AND) и ИЛИ (обозначается OR). Элемент NOT превращает 0 в 1 и наоборот 1 - в 0.

Как работают остальные два элемента, у которых два входа (x и y), показано в табличке:

                  xy          x AND y            x OR y
                  0                   0               0                0
                  01               0                1
                  10               0                1
                  11               1                1
Кратко можно сказать, что элемент AND выдает 1, только если на оба входа подается 1, а элемент OR выдает 1, если хотя бы на один вход подается 1.

Схема в левой части экрана преобразует четыре входных сигнала. Как это происходит вы можете посмотреть, нажимая кнопку "следующий входной набор" (или кнопку "предыдущий входной набор") и наблюдая выходы схемы в средней части экрана. Так вы переберете все шестнадцать комбинаций входных сигналов. 

Теперь можно сформулировать задание. 

Ваша задача: построить в правой части экрана схему, которая обращает все комбинации сигналов, а если это не удается сделать, то как можно большее число комбинаций. Правильно обращенный сигнал подсвечивается зеленым. Засчитываются только те результаты, когда все четыре сигнала обращены правильно (когда набор из 0 и 1 в левой части экрана совпадает с набором из 0 и 1 в правой части). Может оказаться, что схема целиком необратима. Лучшим будет считаться результат, в котором обращено наибольшее число из 16 комбинаций четырёх сигналов. Для тех, у кого обращено одинаковое число комбинаций, лучшим будет результат, в котором использовано меньшее число логических элементов.

Для того, чтобы добавить в схему новый элемент, нужно перетащить его на рабочее поле мышкой, а потом, потянув за место контакта, "вытянуть" из него соединительный провод и, не отпуская кнопки мыши, довести его до нужной точки и отпустить. Если нужно открепить провод от элемента, то достаточно сделать то же самое в обратном порядке. Если нужно убрать элемент вместе с соединяющими проводами, достаточно перетянуть его за нижнюю границу рабочего поля.

Рекорд (лучшее на текущий момент решение) автоматически сохраняется и к нему можно вернуться, нажав кнопку "Загрузить рекорд".

Также кнопкой "Сохранить" можно сохранить любое промежуточное решение, чтобы потом начать работу с него. После сохранения появится список сохраненных решений и кнопка "Загрузить".