Обращение к учителям, родителям и участникам
Уважаемые друзья! Формулировка этой задачи может оказаться сложной для школьников младших классов. Организаторы конкурса приглашают взрослых решать эту задачу вместе с их младшими товарищами. Разобраться с тем, как зависит скорость велосипеда от количества зубьев на шестернях передач, несомненно будет полезным в любом возрасте.
Эта задача связана с реальным случаем, который произошел с автором задачи. Будучи завзятым велосипедистом, он приобрел тренажер для продолжения катания зимой. Однако, начав пользоваться им, очень удивился, так как предполагал, что скорость, которую показывает тренажер, зависит от скорости вращения педалей и прилагаемых усилий (нагрузки), как и на обычном велосипеде. Переключая скорости на левой или правой стороне руля, мы можем при той же скорости педалей увеличить скорость велосипеда, но при этом увеличиваем нагрузку на ноги. Однако на тренажере увеличение нагрузки не привело к увеличению отображаемой скорости. При любой нагрузке скорость определялась только по скорости вращения педалей. То есть, оставалась постоянной при той же скорости вращения педалей.
(фото взято с сайта)
Предлагаем вам исправить ошибку создателей тренажера. Нужно указать правильное соответствие между положениями переключателей скоростей велосипеда и нагрузкой. Для этого надо вписать в каждую клетку таблицы число, характеризующее усилие велосипедиста. Обратите внимание, что каждой строке таблицы соответствует положение переключателя скоростей на левой стороне руля, а каждому столбцу - положение второго переключателя.
Если в таблице вы укажете недостаточное усилие, то велотренажер покажет слишком маленькую скорость по сравнению с реальным велосипедом, если избыточное - нереально большую. Качество решения будет оцениваться средним отклонением показателей тренажера от скорости велосипеда за полтора часа движения. Скорость будет замеряться каждые 5 минут. Чем меньше среднее отклонение, тем лучше. Если у двух участников средние отклонения будут одинаковыми, то лучшим будет решение, у которого меньше максимальное отклонение за все время движения.
Для проверки решения нужно запустить эксперимент кнопкой "Проверить решение". Эксперимент описывает такое поведение велосипедиста: сначала он ставит положение левого переключателя в крайнее положение и начинает движение, далее через каждые 5 минут он переводит правый переключатель скорости на одну позицию, начиная с крайнего положения. Потом переводит левый переключатель в следующее положение, а с правым повторяет те же действия, и наконец, переводит левый переключатель в другое крайнее положение и повторяет все действия с правым переключателем. За полтора часа при таком поведении велосипедист проезжает около 30 км.
Обратите внимание на то, что три скорости на левой части руля соответствуют выбору шестерен на оси с педалями, а 6 скоростей на правой стороне руля - выбору шестерен на заднем колесе. Если на оси педалей выбрана шестереня с 24 зубьями, а на заднем колесе с 12, то один оборот педалей вызовет два поворота ведущего - заднего - колеса. Если же на заднем колесе выбрана шестерня с 24 зубьями, то ехать будет легче - один поворот педалей вызовет один поворот колеса. Самым трудным и самым быстрым будет езда при выборе на оси педалей шестерни с 44 зубьями, а на заднем колесе - шестерни с 12 зубьями.
Рекорд (лучшее на текущий момент решение) автоматически сохраняется и к нему можно вернуться, нажав кнопку "Загрузить рекорд".
Также кнопкой "Сохранить" можно сохранить любое промежуточное решение, чтобы потом начать работу с него. После сохранения появится список сохраненных решений и кнопка "Загрузить".